Гидроусилитель руля (ГУР) применяется в цепи рулевого привода и решает несколько важных задач:
• Снижает крутящий момент, прикладываемый водителем к рулевому колесу, что обеспечивает комфорт при управлении автомобилем и уменьшает утомляемость.
• Понижает передаточное число рулевого управления (количество оборотов руля от упора до упора), что значительно улучшает маневренность и остроту реакции автомобиля, которые особенно важны в аварийной ситуации.
• Смягчает удары, передаваемые на рулевое колесо от неровностей дороги, помогает сохранить траекторию автомобиля и удержать руль в руках в экстренных ситуациях, например, при наезде с большой скоростью на препятствие или внезапном проколе шины. Это связано с тем, что в ситуациях, когда усилие приходит не от руля, а от колес, система противодействует их резкому повороту.
Таким образом, исправная работа ГУР гарантирует не только комфортное вождение, но и сильно влияет на его безопасность. Поэтому так важно регулярно обслуживать этот узел: проводить замену жидкости ГУР (1 раз в 2 года или каждые 60–80 тыс. км, что наступит раньше), а также следить за ее уровнем.
Падение уровня рабочей жидкости означает потерю герметичности и, как следствие, завоздушивание системы, что приводит не только к уменьшению эффективности работы гидроусилителя, но и необратимому износу деталей насоса ГУР, т. к. он смазывается непосредственно гидравлической жидкостью.
Кроме того, большому риску повреждения продуктами износа (металлическими частицами), поступающими из насоса ГУР, подвергаются остальные элементы системы: рулевая рейка, клапаны, управляющие золотники.
Чтобы избежать столь негативных последствий, регулярно проверяйте уровень жидкости ГУР. Это поможет вовремя обнаружить течь и принять меры по ее устранению.
• Снижение уровня жидкости в расширительном бачке ГУР.
• Следы рабочей жидкости под моторным отсеком после стоянки. Цвет жидкости, в зависимости от ее типа, марки и качества, может быть разным: светло- или темно-желтым, коричнево-желтым, зеленым, а также красно-коричневым или красным. По сравнению с моторным маслом, жидкость ГУР менее вязкая и быстро впитывается в поверхность из асфальта или бетона. Кроме того, у нее не очень выраженный запах, который иногда может и вовсе отсутствовать. Жидкость ГУР обычно капает из-под моторного отсека с левой стороны, где установлен руль.
• Повышенный шум или падение эффективности работы ГУР, например, поворот руля в одну или обе стороны происходит с большим усилием.
Чаще всего течь жидкости гидроусилителя вызвана износом резиновых уплотнителей (сальников), которые со временем стареют и теряют эластичность. Это происходит несмотря на то, что к ним предъявляются повышенные требования, связанные с работой в условиях высокого давления, которое составляет от 60 до 110 бар. При таком давлении даже небольшая потеря эластичности быстро вызывает сначала «запотевание», а затем и течь рабочей жидкости.
Для устранения этой неисправности применяется два подхода:
1. Замена всех уплотнителей. Чтобы установить новые детали, потребуется полностью демонтировать и разобрать рулевую рейку. Такой ремонт обычно проводится автомеханиками в сервисных центрах и стоит недешево.
2. Если износ уплотнителей небольшой, подойдет альтернативный и менее затратный безразборный способ ремонта. В рабочую жидкость гидроусилителя необходимо добавить специальную присадку – герметик ГУР, который восстанавливает объем и эластичность резиновых уплотнителей. Сальники разбухают и плотнее прилегают к своему посадочному месту, а течь прекращается.
Один из проверенных и эффективных составов – Герметик гидроусилителя руля AGA753T. Он предназначен для устранения течи гидравлической жидкости через сальники гидронасоса и исполнительного механизма гидроусилителя руля без демонтажа рейки и замены ее деталей.
• Препятствует снижению эффективности работы гидроусилителя.
• Позволяет устранить течи гидравлической жидкости или как минимум снизить объем ее потери.
1. Заглушите и остудите двигатель.
2. Залейте состав в соотношении 100–110 мл на 1 литр жидкости гидроусилителя. Если уровень жидкости гидроусилителя находится на максимуме, то предварительно откачайте соответствующий объем из бачка.
3. Запустите двигатель и выполните несколько циклов поворота руля из крайнего левого положения в крайнее правое и обратно. После этого можно эксплуатировать автомобиль в обычном режиме.
4. Контролируйте и доливайте жидкость ГУР до необходимого уровня, пока течь не прекратится. Остановка течи обычно происходит через 100–150 км пробега.
Герметик AGA753T не требует замены жидкости гидроусилителя и может циркулировать в системе, устраняя возможные протечки, вплоть до плановой замены жидкости ГУР.
Также специалисты рекомендуют использовать присадку в качестве профилактического средства для автомобилей с пробегом, что позволяет гораздо дольше поддерживать уплотнители в рабочем состоянии.
Во многих случаях даже однократное добавление герметика гидроусилителя AGA753T повышает эффективность работы ГУР и позволяет надолго отсрочить механический ремонт.