Как защитить сажевый фильтр от некачественного топлива

Как защитить сажевый фильтр от некачественного топлива

Современные дизельные автомобили оснащены не только конструктивно сложным мотором, но и многоступенчатой системой очистки выхлопных газов, состоящей из дорогостоящих элементов. Сажевый фильтр – один из них.

Зачем нужен сажевый фильтр

Сажа образуется при неполном сгорании топлива и входит в категорию веществ, опасных для здоровья человека. Ее частицы размером менее пяти микрон не отфильтровываются в верхних отделах дыхательных путей и обладают канцерогенными свойствами.

Выхлоп дизельных двигателей считается наиболее вредным. Так, объемная доля сажи в отработанных газах бензинового двигателя составляет до 100 мг/м3, а у дизеля – до 20 г/м3, что в 200 раз больше.

Для защиты населения и окружающей среды был разработан экологический стандарт «Евро-4», который действует на территории Евросоюза с 2005 года. На территории России «Евро-4» действует с 1 января 2013 года. Его требованиям должны удовлетворять все автомобили, производимые в России и ввозимые на территорию нашей страны.

Стандарт регулирует содержание вредных веществ в выхлопных газах. Чтобы дизельные двигатели ему соответствовали, автопроизводители разработали сажевый фильтр, который теперь является обязательным элементом конструкции выхлопной системы дизелей. Его основная задача – задерживать сажу, чтобы уменьшить токсичность выхлопа.

Сажевый фильтр располагается за выпускным коллектором и представляет собой керамическую матрицу из мелкоячеистых сот, на стенках которых и оседают частицы сажи.

Постепенно сажа накапливается и уменьшает пропускную способность фильтра. Для его очистки предусмотрен процесс регенерации – высокотемпературного дожигания сажи до углекислого газа, безопасного для человека и окружающей среды.

Чтобы определить необходимость регенерации сажевого фильтра, на его входе и выходе устанавливаются датчики температуры и разности давления. Дело в том, что загрязненный сажевый фильтр препятствует выходу отработавших газов, а это приводит к увеличению давления и температуры на входе. По разнице показаний датчиков определяется степень засорения сажевого фильтра и при необходимости включается аварийная индикация DPF.

Основные причины засорения сажевого фильтра

1. Некачественное дизельное топливо – самая распространенная причина засорения сажевика.

2. Неполное сгорание топлива из-за неисправностей топливной системы: засорение или износ форсунок и т. д.

3. Особенности эксплуатации автомобиля: частые «перегазовки», прогревы двигателя на холостых оборотах с последующим отключением, простои на светофорах и в пробках.

Последствия засорения сажевого фильтра

1. Засорение сажевика приводит к увеличению гидродинамического сопротивления системы выпуска, препятствуя выходу отработанных газов из цилиндров двигателя. Повышенное давление может выдавить солярку в масло, снизить его смазочные свойства и нарушить работу мотора.

2. Затрудненный выхлоп приводит к повышению температурного режима двигателя, падению мощности и повышенному расходу топлива. Дизель начинает «задыхаться», падает мощность, перегревается турбина, растет расход топлива.

Как очистить сажевый фильтр

Производители предлагают два варианта регенерации сажевого фильтра:

1. Пассивная регенерация – дожигание сажи при достижении необходимой температуры выхлопных газов (около 600–650 C). При городской эксплуатации, особенно в условиях городских пробок, такая температура достигается крайне редко. Чтобы эффективно восстановить работоспособность забитого сажевика с помощью пассивной регенерации, потребуется проехать около 40 километров со скоростью 80 км/ч на пониженной передаче.

2. Активная регенерация предполагает автоматический запуск процесса самоочистки сажевого фильтра электронным блоком управления двигателя (ЭБУ) на основании показаний датчиков. Технически процесс реализуется разными способами, но с одной целью – поднять температуру сажевого фильтра или отработанных газов (ОГ), при которой происходит дожигание сажи:

К недостаткам активной регенерации можно отнести повышенный расход топлива. Также нельзя останавливать уже запущенный режим, глуша автомобиль. Это может привести к преждевременному выходу фильтра из строя.

Все существующие на сегодняшний день технологии очистки выхлопа, какими бы они ни были, являются высокотемпературными. Конструктивно сложные многоступенчатые катализаторы, система рециркуляции (дожигания) отработавших газов (EGR) и впрыск мочевины (AdBlue) для полноценной работы требуют выхода на штатный температурный режим. На трассе он достигается без проблем, а в городском режиме, с короткими поездками и длительными пробками – значительно реже.

В результате страдает и выходит из строя сажевый фильтр, который засоряется и перестает полноценно пропускать выхлопные газы. Его можно заменить, но новый агрегат стоит дорого, особенно когда он совмещен в одном корпусе с каталитическим нейтрализатором или датчиками кислорода и давления. Еще больше в этой ситуации автовладельцев пугает перспектива того, что новый фильтр тоже забьется. Затраты на замену или ремонт сажевого фильтра исчисляются десятками тысяч рублей.

Чтобы сэкономить, многие автовладельцы обращаются за услугами, которые не оказывают в официальных сервисах. Проблему предлагают решить удалением сажевого фильтра механическим способом, демонтажем и промывкой «химией», заменой керамического компонента, а также программной перепрошивкой ЭБУ.

Подобные кустарные методы отчасти решают задачу, однако высока вероятность столкнуться с низким качеством работ, как на уровне «железа», так и на уровне «софта».

Мы предлагаем использовать принципиально другой подход к решению проблемы.

Присадки в топливо для очистки сажевого фильтра

Итак: основная причина быстрого засорения сажевика – низкое качество дизельного топлива. Если дизель эксплуатируется в городском режиме, фильтр не прогревается до нужной температуры, при которой происходит полноценная регенерация, сажа полностью не выгорает, фильтр забивается, постепенно выходит из строя, попутно убивая двигатель.

F4 Очиститель сажевого фильтра AGA804F

Чтобы этого не происходило, следует регулярно использовать специальные топливные присадки.

F4 Очиститель сажевого фильтра AGA804F предназначен для профилактической очистки сажевых фильтров (DPF) и содержит компоненты, которые активируются в процессе сгорания топлива, а затем разрушают сажу.

При регулярном применении состава сажа удаляется равномерно, не накапливаясь и не забивая сажевик.

Аварийная индикация не включается, нет необходимости использовать форсажные режимы работы двигателя, нужные для полноценной регенерации.

Преимущества AGA-F4

1. Увеличивает срок эксплуатации сажевого фильтра.

2. Поддерживает исходные мощностные характеристики двигателя и продлевает срок его службы.

3. Способствует экономии топлива, уменьшая его расход на регенерацию.

Применение AGA-F4

1. Для дизелей, которые эксплуатируются в городском режиме, препарат рекомендуется использовать каждые 15 000 км.

2. Состав поставляется в фирменных жестяных флаконах и для удобства комплектуется носиком-удлинителем. Средство заливается в бак перед полной заправкой из расчета одна упаковка на 80 л дизельного топлива. Топливо необходимо полностью выкатать в обычном режиме, не разбавляя его промежуточными заправками.

3. Если вы купили подержанный дизель, операцию очистки сажевого фильтра необходимо провести три раза подряд.

4. AGA-F4 не имеет ограничений по маркам легковых и грузовых автомобилей и конструкциям дизельных двигателей, совместим с летним и зимним топливом.

Зачем использовать присадки к топливу, если они не предусмотрены инструкцией

Средства для очистки сажевого фильтра дизельных автомобилей часто критикуются скептиками. Многие автовладельцы уверены, что производители присадок к техническим жидкостям лукавят и запугивают потребителей, чтобы продать им то, в чем нет реальной нужды. Перечислим их основные доводы:

Миф № 1. В инструкции по эксплуатации автомобиля нет указаний про заливку в бак каких-либо присадок, кроме качественного топлива. Если заправляться только на проверенных заправках и содержать в исправности штатные системы питания и выхлопа, этого вполне достаточно.

Реальность. Гарантировать стабильное качество дизельного топлива не могут даже АЗС из числа пяти ведущих российских нефтяных компаний. Топливо, произведенное со сбоями в технологическом процессе, встречается довольно часто, а простого практического способа определить его качество во время заправки пока нет.

Миф № 2. Автопроизводитель все продумал на этапе производства и испытаний агрегатов и узлов. Автомобилю для обычной повседневной эксплуатации не требуются «улучшайзеры» от сторонних брендов.

Реальность. Многие заблуждаются, считая, что регенерация – самодостаточный процесс, способный разогреть сажевый фильтр в любых условиях, но это не так. Регенерация обеспечивает дополнительный подогрев фильтра, когда сажевик уже разогрет интенсивной и продолжительной ездой на большой скорости. В городских пробках этот нужный для дизеля процесс нормально не запускается. А без него сажевый фильтр упорно засоряется, и самоочистка с каждым разом происходит все хуже и хуже.

Болезнь легче предупредить, чем лечить. Регулярное применение AGA-F4 позволяет избежать засорения сажевого фильтра, продлевает срок службы двигателя и значительно уменьшает расход топлива.

Закрыть