Многие владельцы автомобилей с большим пробегом жалуются на ухудшение работы двигателя (снижение мощности, масложор и др.) по причине залегания (закоксовки) поршневых колец. Разберемся, почему так происходит и как избежать этих проблем с помощью автохимии.
Во время работы двигателя поршень совершает возвратно-поступательные движения внутри цилиндра. У большинства легковых автомобилей на каждом поршне есть три кольца: два верхних компрессионных и одно нижнее маслосъемное. Кольца располагаются в специальных канавках, ширина которых превышает толщину колец на сотые доли миллиметра, чтобы они могли свободно перемещаться и не заклинивать.
Компрессионные кольца обычно сплошные в сечении и выполняют сразу несколько важных функций, в том числе герметизируют камеру сгорания, чтобы максимально использовать энергию расширяющихся газов и не допускать прорыв продуктов сгорания в картер, а также снижают трение между деталями цилиндро-поршневой группы.
Маслосъемное кольцо при движении поршня вниз снимает с внутренней стенки цилиндра излишки моторного масла, оставляя для смазки минимально необходимую тонкую масляную пленку. Излишки масла собираются в канавке и через дренажные отверстия или прорези в поршне (обычно от 4 до 8 штук) возвращаются обратно в картер.
Современные маслосъемные кольца чаще всего состоят из трех основных элементов: два тонких рабочих кольца-скребка, непосредственно контактирующие со стенкой цилиндра, между которыми расположен расширитель (эспандер) – эластичный, волнообразный или пружинный элемент, который обеспечивает необходимое давление колец-скребков на стенки цилиндра и эффективное удаление масла.
Если в поршневых канавках скапливается нагар или кокс, кольца приклеиваются к канавкам, теряют подвижность и не могут упруго прижиматься к стенкам цилиндра. Это явление называется «залеганием» или «закоксовкой» поршневых колец.
1. Ухудшаются динамические характеристики автомобиля: двигатель плохо реагирует на педаль газа, медленно разгоняется, снижается его мощность. При залегании компрессионных колец, нарушается герметичность прилегания поршня к цилиндру, из-за чего газы из камеры сгорания частично прорываются в образовавшийся зазор, не выполняя полезной работы.
2. Увеличивается расход масла на угар. При залегании маслосъемных колец, излишки моторного масла остаются на внутренней поверхности цилиндра и сгорают (т. е. расходуются на угар) вместе с парами горючего во время рабочего хода двигателя. При этом из выхлопной трубы идет дым синеватого (сизого) цвета.
3. Увеличивается расхода топлива. Снижение компрессии из-за увеличенного зазора между поршнем и цилиндром приводит к тому, что энергия сгораемого топлива используется не полностью, поэтому ЭБУ завышает обогащение топливовоздушной смеси, чтобы компенсировать недостаток тяги. Это и приводит к перерасходу горючего.
Залегание поршневых колец приводит к работе двигателя в нештатном режиме и вызывает:
1. Изменение служебных свойств и преждевременное старение моторного масла, вызванное проникновением в картер отработанных газов. Это влечет за собой сокращение сроков его замены.
2. Локальный перегрев и усиленное образование нагара в камере сгорания, вызванное сгоранием излишков моторного масла на стенках цилиндра.
Нагар – неизбежный побочный продукт работы двигателя. Он на 80–90 % состоит из углеродного каркаса, пропитанного смолистыми и лаковыми отложениями (продуктами неполного сгорания топлива и масла), а также металлическими соединениями (продуктами износа деталей двигателя). Нагар отрицательно влияет на характеристики и долговечность мотора:
3. Сокращение срока службы каталитического нейтрализатора. Переобогащение топливовоздушной смеси, вызванное снижением компрессии (см. выше), приводит к тому, что образуется много продуктов неполного сгорания топлива и масла. Часть из них оседает в камере сгорания в виде нагара, а часть эвакуируется в выхлопную систему и засоряет каталитический нейтрализатор.
Если автомобиль эксплуатируется преимущественно в режиме городского цикла, то катализатор довольно быстро выйдет из строя. Чтобы этого не произошло, регулярно (примерно каждые 5000 км пробега) используйте присадку в топливо Очиститель каталитического нейтрализатора AGA807F.
Все эти неисправности приводят к серьезным проблемам и дорогостоящему ремонту, поэтому нужно регулярно очищать от отложений как поршневые кольца, так и другие детали двигателя.
Нагар обладает высокой адгезией к металлическим поверхностям, из-за чего его крайне трудно удалить механически, выдерживает высокие температуры (500–700 °C) и устойчив к большинству растворителей, поэтому для его удаления требуются специальные агрессивные составы. Существует несколько вариантов очистки поршневых колец от нагара:
1. Механическая очистка – дорогой и трудоемкий процесс, который лучше доверить профессионалам автосервиса. Он включает в себя полную или частичную разборку двигателя, снятие поршней и ручную очистку закоксованных колец специальными инструментами, ветошью и растворителями (например, керосином или ацетоном).
2. Химическая очистка (раскоксовка) – безразборный способ очистки с помощью автомобильной химии. В этом случае восстановить нормальную работу двигателя вполне возможно самостоятельно, потому что данный вариант наиболее прост и безопасен. Достаточно знать очередность применения составов и строго придерживаться инструкций по применению каждого препарата.
Средства для раскоксовки различаются способом доставки очистителя к поршневым кольцам:
1. За 500–600 км до замены моторного масла залейте в топливный бак Очиститель топливной системы AGA812F. Присадка является комплексным препаратом для очистки всей магистрали системы питания бензиновых двигателей – от топливного бака до распыляющего устройства и верхних (компрессионных) поршневых колец. Препарат содержит ПАВ, разрыхляющие нагар, и катализаторы горения, благодаря которым размягченный нагар сгорает и удаляется из двигателя с отработанными газами.
2. За 150–200 км до замены моторного масла добавьте в систему смазки Мягкий очиститель масляной системы AGA903M. Мягкая промывка в процессе эксплуатации восстанавливает подвижность нижних (маслосъемных) поршневых колец, удаляет все виды углеродистых отложений с внутренних деталей двигателя, превращая их в мелкодисперсную фазу. Состав совместим со всеми типами и марками моторного масла, применяется в системах смазки как бензиновых, так и дизельных двигателей.
3. Непосредственно перед заменой масла используйте аэрозольный состав Раскоксовка двигателя пенная AGA860S. Препарат специально предназначен для глубокой безразборной очистки двигателя через свечные колодцы от стойких смолистых, коксовых, лаковых и нагарных отложений.
Содержимого баллона достаточно для обработки до 12 цилиндров объемом 0,5 л. Температура баллона не должна быть ниже +15 °С. Процедуру необходимо выполнять перед плановой заменой масла в условиях хорошей вентиляции.
Важно! Запрещается применять состав на роторных двигателях.
Внимание! При глубоких задирах на стенках цилиндров проводить раскоксовку нецелесообразно: есть вероятность, что процедура не поможет восстановить компрессию. Никакая автохимия не спасет запущенный («убитый») двигатель. Гораздо проще и дешевле регулярно применять очищающие присадки в топливо и моторное масло.
• Своевременно меняйте моторное масло. В масле, выработавшем свой ресурс, истощается состав щелочей, и оно гораздо хуже противостоит образованию отложений. У такого масла уменьшается температура вспышки и увеличивается испаряемость, поэтому оно сгорает намного интенсивнее.
• Используйте качественное моторное масло от известного производителя для замены и на долив.
• Если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях, плановую замену масла необходимо проводить чаще, чем указано в нормальном графике технического обслуживания. К тяжелым условиям относятся: систематическая езда на короткие расстояния менее 8 км при нормальной температуре или менее 16 км при отрицательной температуре, длительная работа двигателя на холостом ходу или езда на низкой скорости на большие расстояния, езда по пыльным и грязным дорогам, крутым спускам, подъемам, горным дорогам, буксировка прицепа либо автофургона, использование багажника на крыше, езда с частыми остановками и троганием (в городском цикле с частым стоянием в пробках) и другие.
• Время от времени совершайте длительные поездки на повышенных оборотах, чтобы хорошо прогретый двигатель лучше очищался от отложений.
• Прежде чем эксплуатировать автомобиль после длительной стоянки (шесть и более месяцев), моторное масло нужно заменить, желательно с использованием промывки, например, 5-минутной промывки двигателя AGA901M.
• Регулярно применяйте автохимию для очистки топливной системы и системы смазки двигателя. Это эффективный и доступный способ избежать дорогостоящего ремонта и сэкономить немало времени и средств.