Механическая коробка переключения передач (МКПП) – важный механический узел автомобиля, который обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя к ведущим колесам через механизм сцепления. От автоматической коробки передач (АКПП), механика отличается простотой и надежностью конструкции, отсутствием электроники и долгим сроком службы, который составляет до 250 тыс. км пробега.
Чтобы узел бесперебойно работал все это время, необходимо следить за уровнем трансмиссионного масла и регулярно его менять. Низкий уровень масла приводит к недостатку смазки в парах трения, перегреву и преждевременному износу деталей коробки передач, а также загрязнению масла продуктами износа.
Что должно насторожить владельца автомобиля:
В зависимости от модели коробки передач проверка уровня масла проводится через ее заливное отверстие либо с помощью щупа, либо без щупа по косвенным признакам. Местоположение заливного отверстия и методика проверки подробно описаны в руководстве по техническому обслуживанию каждого автомобиля.
• Причиной протекания масла могут быть неравномерно или недостаточно сильно затянутые болты на крышке. Эта проблема легко решается затягиванием болтов с нужным усилием.
• Если течь масла через крышку возникла из-за механического повреждения прокладки, потребуется ее заменить.
• Неаккуратный демонтаж или сборка могут привести к механическим повреждениям соединяемых плоскостей крышки и корпуса коробки (обычно это царапины и мелкие сколы). Их можно устранить шлифовкой или эпоксидной клей-шпатлевкой, а также специальным автомобильным силиконовым герметиком, которым заполняются все неровности сопрягаемых поверхностей.
Течь через уплотнители встречается очень часто. Перечислим основные причины:
• Избыточное давление в коробке передач. Может быть вызвано повышенным уровнем трансмиссионного масла (если залито больше, чем рекомендовано в руководстве по эксплуатации) либо неисправностью/засорением сапуна – воздушного клапана для сообщения коробки передач с атмосферой. Масло никогда не наливается доверху, над ним всегда присутствует пустое пространство, заполненное воздухом. Во время работы коробки передач масло нагревается и расширяется, часть воздуха выходит через сапун в атмосферу. После остывания масло уменьшается в объеме, а создавшееся разряжение втягивает обратно воздух из атмосферы через сапун. Если сапун исправен, то внутри коробки всегда сохраняется атмосферное давление. Если уровень масла выше рекомендованного либо по какой-то причине не работает сапун, возникает избыточное давление, которое выдавливает масло из коробки через сальники.
• Износ приводного вала. В этом случае течь масла будет довольно сильной, потребуется обращение в автосервис и ремонт.
• Повреждение или износ резиновых уплотнителей. В этом случае потребуется их замена на новые.
• Потеря эластичности (высыхание) сальников и прокладок. Эта проблема неизбежно возникает со временем. Однако часто причиной преждевременного старения уплотнителей становится либо низкое качество трансмиссионного масла, в котором недостаточно присадок, поддерживающих их эластичность, либо значительное нарушение сроков замены масла, когда эти и другие присадки уже сработались.
В этом случае можно устранить течь безразборным способом с помощью специального герметика МКПП – присадки в трансмиссионное масло, которая восстанавливает объем и эластичность резиновых уплотнителей. Сальники плотнее прилегают к посадочным местам и течь прекращается.
Герметик механической трансмиссии AGA752T устраняет течи механических и роботизированных коробок передач, раздаточных коробок, мостов, редукторов, связанные со старением и износом сальников.
1. Перед поездкой залейте герметик в коробку передач (или другой агрегат) из расчета 100 мл состава на 1 литр масла (вся упаковка объемом 335 мл рассчитана на 3–4 литра).
2. Умеренные течи должны прекратиться через 24 часа обычной эксплуатации. Если через 7–10 суток активных поездок течи продолжаются, то сальники сильно изношены и нуждаются в замене.
Специалисты рекомендуют использовать качественное трансмиссионное масло, менять его в соответствии с руководством по эксплуатации коробки передач, а при пробеге автомобиля более 100 тыс. км – использовать герметик МКПП в профилактических целях для предотвращения течей в будущем.
Похожие специализированные составы выпускаются под брендом AGA для двигателя, АКПП и ГУР и в обиходе носят традиционное название «стоп-течь сальников». Все препараты совместимы с разными типами рабочих жидкостей, применяемых в этих узлах, и не влияют на их функциональные свойства.
Подробнее о Герметике двигателя AGA902M читайте в статье «Течет масло? Не спешите менять сальники!».
О том, в каких случаях поможет Герметик автоматической трансмиссии AGA751T, можно узнать в статье «Как избавиться от течи коробки автомат».
Особенности применения Герметика гидроусилителя руля AGA753T подробно описаны в статье «Состав, разруливающий проблемы в ГУР».
Во многих случаях герметики помогают устранить или значительно уменьшить течь, а при использовании в профилактических целях позволяют замедлить неизбежное старение и износ сальников.